СПРАВОЧНО об ОБОСНОВАНИИ БЕЗОПАСНОСТИ: Извлечения из новой редакции Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ: 
«Обоснование безопасности опасного производственного объекта -  документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта».
 
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ:
«В случае, если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.
 Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.
 Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре. Изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности».

 
Фактически обоснование безопасности — это нормативный документ, содержащий требования промышленной безопасности, предъявляемые к конкретному опасному производственному объекту (далее – ОПО), позволяющие учесть особенности его эксплуатации.

В развитие Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ, в части требований, предъявляемых к обоснованию безопасности, были разработаны:

  • Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) от 15.07.2013 №306, содержащие требования к структуре и разработке обоснований безопасности ОПО;
  • Руководство по безопасности «Методические рекомендации по разработке обоснования безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса», утвержденные приказом Ростехнадзора от 30.09.2015 №387 содержащее рекомендации к структуре и разработке обоснований безопасности ОПО нефтегазового комплекса.

В настоящее время в нормативных документах Ростехнадзора, регламентирующих разработку обоснований безопасности, необходимость его разработки в рамках выполнения какого-либо проекта определена лишь косвенно – в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ: «… лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта». 
Однако, при наличии отклонений от требований в области промышленной безопасности или при введении отсутствующих (недостающих) требований в области промышленной безопасности, связанных с конструкцией и условиями эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на ОПО, или с технологией ведения работ на вышеуказанных объектах привязка к проекту на строительство, реконструкцию или на техническое перевооружение ОПО необходима, в том числе, в целях определения и последующей реализации компенсирующих мероприятий, направленных на обеспечение безопасности при отклонениях от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (введении отсутствующих (недостающих) требований).

Следует отметить, что обоснование безопасности упоминается в статье 12 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 №520: 
«При отсутствии установленных требований по безопасным расстояниям или невозможности их соблюдения эти требования должны быть определены в обосновании безопасности опасного производственного объекта».

Требования к проведению экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности ОПО содержатся в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 №538.