Узнаваемое «анализ риска» вновь претендует на нечто значащее, но пока не обрело смысла. Смысл – это то, что отвечает на вопросы: зачем и почему? Разберёмся, зачем анализировать риск.
В википедии проверяем, что по-прежнему «риск (от лат. resecō «отсекать; сокращать» или др.-греч. ῥιζικόν «опасность») — сочетание (с точки зрения вычисления — произведение) вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий».
Многие неблагоприятные события, например промышленные аварий, обладают признаками физических явлений. В этих случаях риск – это обычный измеряемый параметр, количественная характеристик качества, признака или свойства материального объекта или явления. Не сам реальный объект или явление, а один из многих параметров их отличительных свойств. Параметр (от греч. parametron - отмеривающий, соразмеряющий) в технике, величина, характеризующая к.-л. свойство процесса, явления, системы, технического устройства.
Анализ (греч. analysis – расчленение, разложение целого на части) – выделение и изучение отдельных частей объектов исследования.
В области промышленной безопасности объект исследования определенно известен – это опасный производственный объект, он реальный и материальный. В процессе его существования (эксплуатации) проявляются различные неблагоприятные события, наиболее опасные из которых аварии. Опасность аварии (проявляется в исследуемом явлении аварийности) – главное отличительное свойство опасных производственных объектов от других производственных объектов. Риск аварии – это один из многих параметров опасности аварии, ее важная количественная характеристика. Риск – не объект и не свойство объекта, а величина этого свойства. Риск как мера опасности – результат анализа объекта исследования и его свойств, это важный стохастический параметр опасности, но не единственный. Анализируют не риск, а опасность аварии и сам опасный производственный объект. «Анализ риска» – это бессмысленная пустословица.
Анализ риска обретает смысл, если допустить, что риск – это какой-то нематериальный объект, который может быть описан и исследован. Ничто не запрещает мысленно выделить риск из окружающего мира и анализировать его. Однако нетайных знаний о риске как объекте бытия пока не известно. В неисчислимых книжках с теориями риска не описаны границы, свойства, составляющие элементы и связи, проявления «риска», как объекта реальности.
Возможный анализ «риска» – это исследование целого «риска» разложением его на отдельные части. Из каких частей состоит «риск» известно из википедии – из множителей произведения «вероятности» и «последствий» Анализ «математического произведения» к математическому анализу не относится. Дотошный исследователь анализом «риска» может попробовать определить, что из «вероятности» и «последствий» более весомо или значимо в итоговом результате умножения – что в нем множимое, а что множитель. По определению «риска» из википедии – множимая «вероятность» множится «последствиями». Какая-то бесполезная практическая ценность «анализа риска» выходит. Рассчитывал множимое, рассчитывал множитель, умножил и получил риск, считай новый виртуальный объект «10-6» и не знаешь, что же с ним делать. И давай «анализ риска» проводи – раскладывай «10-6» назад на множители (на другие?) и заново исследуй то, что произвел только что произведением. Круг риска. Спасательный? От аварий. Тайной «десять в минус шестой»? Без скрытых оговорок и кульбитов таинственных трактовок еще более громоздкий термин «количественный анализ риска» фактически означает повторное различение сомножителей, приводящих к привычному произведению «10-6».
А что именно требуется анализировать в области промышленной безопасности и зачем. Цель благая – понизить негатив аварийности. Это требует понимания уровней снижения опасности и необходимости их измерения до и после мер предупреждения аварий. Риск - важный показатель опасности аварий для определения относительных ее уровней, степени опасности. Для оценки риска сначала анализируя опасность аварии выделяют ее пространственно-временные характеристики и измеряют их, чаще ограничиваясь размером последствий и вероятностью их возникновения. Затем, опираясь на ту или иную гипотезу взаимозависимости «вероятности» и «последствий», эти величины каким-либо способом сочетают: по википедии «риск – это сочетание….». Обычно используют математическое умножение, реже сложение (ранее разделяли целое не для того же, чтобы потом просто сложить) Исходные для сочетания в риске величины «вероятности» и «последствий» не только качественно различны, но и находятся на числовой шкале в разных микро и макро мирах. Их формальное перемножение дает запредельно неопределенный результат, требующий дополнительной оценки полезности для практического использования. Требуется не математическое умножение микро «вероятности» на макро «последствия», а синтез из этих разнородных составляющих нового модельного образа реальной опасности.
Бытующий «анализ риска» — это крайне неудачное сокращение «анализа опасностей и оценки риска аварий», где есть и объект анализа, и итог синтеза результатов анализа. Даже формальная аббревиатура АООРА гораздо более информативная по сравнению с «анализом риска» - бессмысленным, механическим и искаженным переводом «risk analysis». Более адекватный перевод – риск-анализ. Аналогично, «риск-ориентированный» не называют «ориентированный риском» подходом. «Анализ риска» (пословный обратный перевод «analysis of risk») порождает иллюзии овладения тайным знанием о скрытой эссенции «риска» в опасном производственном объекте. Промышленная безопасность остается в лучшем случае неизменной с таким «анализом риска». Измеряется то, что приятно, а не то, что требуется.
Для невиртуального обеспечения промышленной безопасности необходимо знать аварийные опасности и их источник. Сила безопасности – в знаниях об опасностях. Знание – это не только информация, но и смысл ее использования. Они накапливаются и вскрываются анализом реальных аварийных опасностей и последующим синтезом их модельного образа – оценкой риска аварии. Нет и не может быть никакого анализа риска, а есть и должен быть риск-ориентированный синтез модели возникновения и развития аварии – всесторонняя оценка риска аварии связанной с ней угрозы, которая исследуется сначала анализом аварийной опасности. Не «анализ риска», а анализ опасностей и оценка риска аварии.
Зачем анализировать риск? Незачем.
Гражданкин Александр Иванович
зав. отделом системного анализа безопасности
Научно-технического центра исследований проблем промышленной безопасности
(ЗАО НТЦ ПБ), gra@safety.ru