Вопросы и проблемы анализа опасностей и оценки риска аварий активно и публично обсуждаются в российском экспертном сообществе со времен разработки и принятии первого в России нормативного методического документа по анализу опасностей и оценке риска – РД 08-120-96[i]. Значительный отечественный научно-практический опыт и знания в постановке и решении проблем анализа опасности промышленных аварий были накоплены при реализации с 1997 г. российской процедуры декларирования опасных производственных объектов, научно-методической основой которой стал РД 03-418-01[ii], заменивший РД 08-120-96. В начале 2000-х на индустриальную РФ западные партнёры обрушили очередную перестройку. Началась реформа технического регулирования, начертавшая на своих знаменах вульгарное «безопасность – это отсутствие недопустимого риска». К таким контркультурным выпадам реформаторов РД 03-418-01 не был приспособлен, не давал ответы на злободневные вопросы:
• Чем отличаются анализ опасностей и "управление риском", почему их нельзя путать;
• В чем разница риск-ориентированного подхода и "резко-ориентированного" отрицания требований промышленной безопасности;
• Как проводить обоснование безопасности;
• В чем опасность крупных промышленных аварий;
• Чем отличается фоновый, приемлемый и допустимы риск аварии;
• Как определять показатели и выбирать критерии допустимого риска аварии;
• Где грань между охраной труда и промышленной безопасностью;
• И главное - зачем вообще нужен анализ опасности и оценка риска аварии?
Ответы были даны в заменившем РД 03-418-01 и разработанном в 2014-2016 гг. новом Руководстве по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утв. приказом Ростехнадзора N 144 от 11 апреля 2016 г. (далее – РБ-144).
Недолго и РБ-144 продержалось в потоке перманентных реформ. В 2020-х реформаторами запущена «регуляторная гильотина», отсекающая головные смыслы в уцелевших от техрегулирования требованиях безопасности. Шея РБ-144 зафиксирована в машине для гильотинирования. Сразу или помучиться? «Лучше, конечно, помучиться».
В годовщину 25-летия введения в действие Федерального закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в конце мая 2022 г. началось публичное обсуждение изменений основного российского методического норматива в области риск-анализа промышленных аварий – действующего РБ-144.
В предлагаемом проекте обновленного РБ (размещен на портале Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru/public/discussion/acts/Analiz.pdf) кардинально изменились цель, задачи и ключевые термины анализа опасностей и оценки риска промышленных аварий.
В введении в предметную область действующего РБ-144 развернуто и однозначно записано, что «анализ опасностей и оценки риска аварий на ОПО (далее - анализ риска аварий) представляют собой совокупность научно-технических методов исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий, включающую планирование работ, идентификацию опасностей аварий, оценку риска аварий, установление степени опасности возможных аварий, а также разработку и своевременную корректировку мероприятий по снижению риска аварий». Здесь дано вполне исчерпывающее описание практического предназначения современного инструментария риск-ориентированной разработки и корректировки организационно-технических мероприятий эффективного обеспечения промышленной безопасности по критериям сокращения угроз реализации опасностей аварий на опасных производственных объектах. Прямо указано, почему, как и что именно требуется делать, в какой последовательности, для чего и с каким целевым результатом. А что теперь предлагается?
В проекте РБ читаем усеченное: «Анализ опасностей и оценки риска аварий на ОПО (далее – анализ риска) представляет собой систематический процесс использования информации для выявления опасностей и оценки риска инцидентов и аварий на ОПО».
Важнейший риск-ориентированный инструмент исследования опасности аварий выродился в расплывчатый «систематический процесс использования информации», описываемый как «процедура анализа риска».
Анализ и оценка – это не процесс, а методы исследования, которые могут применяться в том числе в каком-то процессе, например, исследования одного из многих свойств производственного объекта – опасности. Из проекта РБ исключили не только метод исследования, но и его определяющий признак – научно-технический. Теперь «процесс» исследования аварийных опасностей какой-то иной? Ремесло безопасности?
Уточняющая к процессу добавка «систематический» ничего не проясняет – какая система? Информационная? Управленческая? Отраслевая? Из каких элементов состоит эта система? Какие в ней связи? Похоже, что некие информационные, виртуального процесса.
Бессодержательное «использования информации» – это необъятное, широкое определение и поэтому в данном контексте бесполезное. Все живое использует информацию, как и корова дает молоко.
Научные методы анализа и оценки из вороха информации производят новое знание. И так ясно, что информация используется. Замена в общеупотребимых понятиях «анализ» и «оценка» их главных родовых признаков «разделение» и «синтез» на аморфное «использованием информации» – это дерзкое потрясение устоев научного знания, – данный РБ не место для подобных экспериментов. Потрясти каноны можно, но где объяснения этой привлекательной вненаучной новации? Проект РБ все же намекает, что «процесс использования информация» – это … «процедура анализа риска».
Пройдемся по «процедуре». В отдельно заметке «Зачем анализировать риск?» (https://www.safety.ru/experts-opinion/zachem-analizirovat-risk) ранее подробно разъяснялось, что буквальный «анализ риска» невозможен, т.к. риск не является ни объектом, ни процессом и не может быть предметом анализа, как метода исследования. Нечего разделять в «риске» для поэлементного исследования. Здесь же в проекте РБ «риск аварии» наделяется субъектностью и, по-видимому, связывается с «кровью аварий». В БСЭ-энциклопедии читаем: «Процедура - (франц. procedure, от лат. procedo - продвигаюсь), 1) установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела (напр., судебная процедура). 2) Лечебное мероприятие, предписанное врачом (напр., ванны)». Так как никакого установленного порядка у квази-объекта «риска» нет и не может быть, то терминологически «процедура анализ риска» - явная аналогия медицинской процедуры забора и анализа крови или других биологических субстанций. Тогда следовало так и записать без двусмысленности, что «анализ риска – процедура анализа крови, которой записаны правила безопасности». Вершина ли это «управления риском» или его дно – вопрос вкуса. В любом случае в проекте РБ отражен знаменательный итог более чем четвертьвекового нормативного регулирования в РФ риск-анализа опасностей промышленных аварий.
В этом обзоре рассмотрено только введение измененного РБ. Новые цель, задачи и термины российского риск-анализа проанализируем в отдельных заметках. В введении проекта РБ его исходные установки покрыты тайной «риска», что не означает их негодность или дефектность. Но в сравнении с действующим РБ-144 они пока так и выглядят. Необходимы внятные, проверяемые, рациональные объяснения необходимости революционных изменений в РФ методических основ анализа опасностей и оценки риска промышленных аварий. Для действующего РБ-144 все это имеется и всесторонне обсуждено, и может и должно конструктивно использоваться и в традиционном обеспечении безопасности, и в нетрадиционной «процедуре» перманентной инволюции «управления риском». Ну разрушим «старое», что «зачем-то» 25 лет созидали, и будем ждать, что новое появится как-нибудь само?
Разрушение новациями фундамента действующего РБ-144 целесообразно перевести в конструктивную и созидательную работу по раскрытию неявных смыслов руководящих методических основ риск-анализа промышленных аварий. Применить к РБ-144 «регуляторную гильотину», отсечь голову у живого 25-летнего норматива и заприказить от него неотсекаемую микродолю «десятьвминусшестой» - всегда успеем, времени на раскачку гильотины хватает.
Гражданкин Александр Иванович
зав. отделом системного анализа безопасности
Научно-технического центра исследований проблем промышленной безопасности
(ЗАО НТЦ ПБ), gra@safety.ru
___________________________
[i] Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных объектов (РД 08-120-96). Утверждены постановление Госгортехнадзора России от 12.07.1996 № 29.
[ii] РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов» (утв. Госгортехнадзором России 10.07.01 №30)