ПОРЯДОК ПРОДЛЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА

ПОРЯДОК ПРОДЛЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА1

Анализ документов, основных принципов и участников, а также практики продления остаточного ресурса ответственного оборудования в различных отраслях экономики Российской Федерации в том числе: (1) оборона — военная техника; (2) авиация — авиационная техника; (3) энергетика — оборудование атомных станций; (4) технические устройства, оборудование и сооружения, эксплуатируемые на опасных производственных объектах (далее – ОПО), показывает, что в качестве регулятора процедуры продления ресурса выступает государство. Причем, в трех первых случаях продление ресурса ответственного оборудования регламентируют нормативные правовые акты; участники процедуры - все заинтересованные стороны: владелец; разработчик (проектировщик/конструктор); изготовитель (как в целом, так и составных частей); научная или специализированная организация, проводящая исследования и испытания; государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти. Продление ресурса не связано с процедурой экспертизы или оценки (определения) соответствия, решение о продлении ресурса ответственного оборудования делается с учетом условий эксплуатации, требований безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, а также фактического состояния оборудования. 

В случае технических устройств и зданий и сооружений на ОПО продление срока безопасной эксплуатации осуществляется в рамках экспертизы промышленной безопасности, которая по сути и фактически по закону является процедурой определения соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. В документах (отмененных и действующих) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности (Ростехнадзор) отсутствует единая, четко прослеживаемая терминология в области продления/оценки ресурса; несмотря на наличие полномочий, установленных Правительством РФ2  отсутствует нормативный правовой акт, явно регламентирующий общий порядок продления срока безопасной эксплуатации (продления/оценки ресурса). Определение остаточного ресурса в соответствии с документами Ростехнадзора, осуществляется в составе технического диагностирования, которое включает обследование (с привлечением различных лабораторий, в том числе неразрушающего контроля) и расчетную оценку остаточного ресурса, но при этом по-разному устанавливаются требования к лицам, проводящим работы и документам, которыми оформляется оценка/продление ресурса. В ряде документов, регламентирующих оценку остаточного ресурса, экспертиза промышленной безопасности вообще не упоминается. Одновременно действуют Правила проведения экспертизы3 , которые неправомерно расширительно трактуют положения Федерального закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», устанавливая, что оценка фактического состояния должна осуществляться с помощью технического диагностирования, которое осуществляется не для целей определения соответствия технического устройства требованиям промышленной безопасности, а для целей оценки остаточного ресурса. Фактически документом, продляющим ресурс стало заключение экспертизы промышленной безопасности, причем, если раньше Ростехнадзор принимал активное участие в этой процедуре – утверждал заключение экспертизы, то с 2014 г. законодательно введена пассивная регистрация. При этом за организацией, эксплуатирующей ОПО, закреплена маловажная функция лица, направляющего заключение экспертизы промышленной безопасности на регистрацию. Целесообразно выполнить следующее:

  1. Вывести из тени и законодательно дополнить виды деятельности в области промышленной безопасности техническим диагностированием технических устройств и обследованием зданий и сооружений. Это позволит устанавливать требования к процедурам диагностирования и обследования, в том числе работникам, осуществляющим их.

  2. Убрать из Правил проведения экспертизы оценку остаточного ресурса (срока службы) для технических устройств и оценку остаточной несущей способности для зданий и сооружений. Порядок продления ресурса должен быть самостоятельной процедурой, абстрагированной от экспертизы промышленной безопасности. Указанный Порядок должен содержать требования к организациям и персоналу, которые принимают решение о продлении, проводят техническое диагностирование технических устройств и обследование зданий и сооружений, включая проведение специальных расчетов и определение остаточного ресурса.

  3. Предусмотреть в Порядке продления ресурса элементы риск-ориентированного подхода (например, на базе классификации ОПО) и для проведения работ по продлению ресурса ответственного оборудования для ОПО I и II классов опасностей регламентировать особые условия (например, обязательность привлечения научных и специализированных организаций, проектировщиков и изготовителей оборудования), при этом решение о продлении ресурса для таких объектов должен утверждать руководитель организации, эксплуатирующей ОПО при участии представителя Ростехнадзора.


  1. По материалам доклада на заседании Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленной безопасности 14 июня 2018 года.
  2. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» от 28 марта 2001 г. № 241
  3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (утверждены приказом Ростехнадзора 14.11.2013 № 538, зарег. Минюстом России 26.12.2013, рег. № 30855).